прозапублицистикаархивконтакты

Где граница между повестью и романом?

«Чернотроп», 2019

Уже давно меня мучает вопрос: где проходит граница между повестью и романом?

В интернет-статьях, положениях конкурсов и прочей лабуде обычно ограничиваются количеством знаков. Сидят там, ёпт, меряются авторскими листами.

А дело-то не в листах. Роман содержит в себе несколько сюжетных линий; в повести она преимущественно одна. Вспоминая надоедающего вам Белинского «повесть — распавшийся на части, на тысячи частей, роман; глава, вырванная из романа».

Помимо сюжетных линий говорить стоит не о количестве знаков, а о глубине детализации и навязанном читателю ритме. Роман вмещает в себя множество мелочей, внимательное рассмотрение которых замедляет ход, пресекает превращение сюжета в галоп. Динамика романа в разной степени мягкая, хороший роман растворяет читателя в своём мире.

Роману противостоит рассказ. В нём излишнее пережёвывание мелочей затягивает сюжет, делает его скучным.

А повесть — золотая середина, где динамичность сюжета сменяется короткими паузами. Качество этих пауз — величина ремесленная, зависит от способности писателя применять остранение и следовать чувству собственного стиля.

Наставники в мастерской говорили нам, что написать годный рассказ сложнее всего. Я же считаю самой редкой удачей хорошую повесть. В рассказе можно не успеть облажаться, роман вытащить за счёт опыта, бытовой наблюдательности.

Недокрутишь повесть или, наоборот, переборщишь — она тут же даст трещину.