прозапублицистикаархивконтакты

О подражательстве в прозе

«Чернотроп», 2019

Пока школьники с бесплатной подпиской Букмейта читают мои рассказы, я читаю статьи Белинского. И, знаете — Белинский вызывает массу эмоций и размышлений. Вот, например, о подражании.

Сами знаете, как много среди нас подражателей. Кто-то пишет под Довлатова, кто-то пытается заново изобрести Буковски, особо изощрённые дрожащими руками препарируют стиль Набокова.

И это при том, что даже на вводных курсах creative writing школ давно твердят: единственный выход для писателя — вытачивать собственный стиль. Второй Толстой никому не нужен. Белинский одобряет:

«Это было главное, характеристическое направление; еще тогда же и после были и другие, хотя и не столь сильные: Крылов родил тьму баснописцев, Озеров — трагиков, Жуковский — балладистов, Батюшков — элегистов. Словом, каждый замечательный талант заставлял плясать под свою дудку толпы бездарных писателей».

Не хотите прослыть бездарным? Вымарывайте подражательство.

По себе знаю, как это тяжело. В первых своих рассказах я открыто подражал Горчеву, потом хотел писать как Вампилов. Со временем любой хороший роман оседал у меня на подкорке своей интонацией. Вот и сейчас, спустя неделю после «Дара» и «Анны Карениной», чувствую под пальцами стыдливые попытки выражаться витиевато.

Ужас 😬

Хотя, писательство и так — смесь ужаса и восторга. Иногда и не знаешь, наказала тебя жизнь или всё же одарила.