прозапублицистикаархивконтакты

Не шедевр, но и ладно

Артём Сошников — о британской чёрной комедии, весело эксплуатирующей образ молодого писателя. Пост из телеграм-канала «Чернотроп».

Кадр из фильма, 2018. Источник: «Афиша»

​​Неожиданно для самого себя зашёл на фестиваль нового британского кино и посмотрел криминальную чёрную комедию «Вы умрете, или мы вернем вам деньги».

«И чё?» — спросите вы — «фильмы-то тут причём, кинокритиком заделался»? Есть один нюанс: главный герой фильма — молодой писатель Уильям Мориссон, страстно желающий покончить жизнь самоубийством. А там, где литература встречается со смертью, за соседним столиком сидит Автономный Хипстер 😎 (пóшло, каюсь! не сдержался)

Как таковой литературы в фильме немного — режиссёр Том Эдмундс скорее эксплуатирует образ молодого писателя, который продолжает обрастать стереотипами, словно плющом. Молодой писатель XXI-го века обязательно должен носить пальто, одиноко жить в скромной квартирке, курить, страдать и слишком много думать.

Странно, что главный герой не забрасывает ногу на ногу — но текст при этом пишет на плотной бумаге, ноутбук ему нужен исключительно для оплаты киллера, предназначенного самому себе. Ну и (конечно!) Уильям обладает минимальным уровнем сексуальности, который неизменно растёт пропорционально творческому успеху.

Единственной любопытной сценой, относящейся к литературе, становится встреча главного героя с владельцем издательства. У-ух, бизнесмен выведен откровенной мразью. Тотально неперевариваемый персонаж, ради прибыли готовый пойти на что угодно. Даже скорую смерть героя он воспринимает с энтузиазмом — это же великолепный инфоповод!

Ну да и хрен с ним, с писательством, гораздо интереснее наблюдать за переплетениями сюжета со смертью. Главный герой во время очередной попытки суицида встречает помощника — престарелый киллер Лесли бродит по мостам и крышам, предлагая суицидникам собственные услуги. Киллер пытается выполнить профсоюзную норму — да-да, в фильме есть профсоюз киллеров, нормы выработки и брошюрки «Выбери свою смерть» 🙃

У фильма в данном контексте двойное дно: «Вы умрёте…» смеётся не только над страхом смерти, но и над теми, кто пытается его деканонизировать. В главном герое легко узнаёшь типаж разочарованного феласафа-экзистенциалиста, который на самом деле просто жаждет женского внимания и мирской славы. Вот и Уильям Моррисон, встретив красивую девочку-редактора, тут же раздумывает умирать.

Вообще, Уильяму-писателю не мешало бы почитать «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи или «Книгу мёртвых философов» Саймона Кричли. Удивительным образом фильм отражает тягу западного человека к осознанию своей конечности. Европейцы утоптали базовый уровень выживаемости и задумались о вопросах бытия. Почему нас так пугает смерть, если смысл существования до сих пор не определён? Не портит ли страх смерти собственно существование? Зачем брать кредит, ипотеку и безглютеновый хлеб, если всё сущее — тлен?

Вопросы любопытные. Жаль, «Вы умрёте…» на них не ответит. Видя в аннотации ярлыки «британская», «криминальная», «чёрный юмор», ждёшь от фильма молодецкий разброд уровня Гая Ритчи, но Эдмундс — дебютант, и для старта он выбрал вытоптанную сюжетную дорогу и мораль, не оставляющую шанса на манёвр.

Сто раз читали, двести раз видели, но юмор спасает фильм так же, как поцелуй девочки с голубыми глазами спасает горе-суицидника. Зал хихикает без остановки, Автономный Хипстер одобряет ловко вплетённую в сюжет иронию. «Вы умрёте…» нельзя назвать шедевром, но и спрыгнуть с моста после него не хочется.

Знаете, чего хочется на самом деле? Относиться к жизни попроще.