прозапублицистикаархивконтакты

Как быть стоиком

Глядя на полки нон-фикшна в независимых книжных магазинах, замечаешь — в мире не спадает интерес к мировоззрению древних греков. Опираясь на идеи античных философов, западные авторы критикуют современную демократию и гонку за саморазвитием, решают бытовые проблемы и даже превращают классические сюжеты в красочные детские книги.

В начале года издательство «Альпина Нон-фикшн» выпустило книгу американского биолога и философа Массимо Пильюччи «Как быть стоиком». Критик псевдонауки, креационистов и футурологов Пильюччи практикует стоицизм больше семи лет и убеждён — позабытое на закате античного мира учение поможет читателю «стать лучше: человеком, живущим достойной и счастливой жизнью».

Стоицизм зародился в Афинах две с лишним тысячи лет назад, за четыре столетия вырос во влиятельную философскую школу и подарил европейской культуре солидный культурный багаж. Стоиками были римский император Марк Аврелий и поэт Луций Сенека, учением увлекались ранние христианские мыслители и психиатры двадцатого века (стоицизм — фундамент логотерапии, теории влиятельного австрийского психиатра Виктора Франкла, пережившего холокост).

Фото: Anny Hall (annyhall.com), 2018

Пильюччи объясняет, что стоики видели смысл жизни в двух важных занятиях: строительстве лучшего общества и воспитании в себе добродетельности при помощи мудрости, мужества, умеренности и справедливости. Первые шесть глав профессор посвящает теории и подробному разбору данных качеств, опираясь на речи своего любимого стоика Эпиктета, но при этом не углубляется в терминологию или тщательную интерпретацию идей.

К середине книги Пильюччи переключается на привычные нам жизненные ситуации и рассказывает о людях, которым стоицизм помог выжить или адаптироваться в обществе. Героями его историй становятся как американские военнопленные во Вьетнаме, так и люди, страдающие от ожирения или неуверенности в себе.

Фото: Anny Hall (annyhall.com), 2018

После первых пятидесяти страниц кажется, что профессор пытается превратить стоицизм в новую религию, способную стать адекватным ответом как фундаментализму, так и агрессивному атеизму (которые он считает родственными явлениями). Но Пильюччи специально проговаривает несколько раз мысль о том, что стоицизм не стоит считать религией или панацеей от всех бед. Прежде всего стоицизм — система ценностей, которую нужно вдумчиво и тщательно практиковать.

Именно практике и посвящена заключительная часть книги. В начале Пильюччи заговаривает с нами о любви и страхе смерти — но, будто бы опасаясь задеть чувства людей, переживших смерть близких, быстро переходит к списку упражнений, которые помогут перестроить мышление. Несмотря на подробные советы, Массимо оставляет читателю запасной путь и приводит в качестве послесловия краткое описание противоборствующих течений — на случай, если вы не сошлись со стоиками во взглядах.

Доступный язык, современный контекст и ненавязчивость изложения понравятся не только тем, кто давно собирался изучить основы древнегреческой философии, но и людям, подыскивающим для себя недогматичную систему ценностей. Стоицизм вполне способен потеснить буддизм в борьбе против суеты и нервозности — и «Как быть стоиком» лучшая книга на русском для лёгкого старта.

По крайней мере до тех пор, пока это не стало мейнстримом.