прозапублицистикаархивконтакты

Построение квадрата на шестом уроке

Построение квадрата на шестом уроке

Артём Сошников — о свежем сборнике рассказов Сергея Носова.

Обложка книги

В читательской среде Сергей Носов — писатель непопулярный, чаще всего его путают с автором «Незнайки на Луне» или смущённо пожимают плечами.

Зато Носова чтут и любят в профессиональной среде: Леонид Юзефович советует творчество писателя в фейсбуке, Лев Данилкин упоминает книгу о памятниках в «Пантократоре солнечных пылинок», книги Носова выходят в издательстве Елены Шубиной.

В начале года шубинцы тихо и скромно выпустили свежий сборник Сергея Анатольевича «Построение квадрата на шестом уроке». По иронии судьбы, новость о выходе сборника затерялась в предновогоднем обсуждении «Петровых в гриппе…» и дискуссиях вокруг премии НОС.

Отыскать новую книгу в родном для писателя Петербурге оказалось не так уж и просто. В независимых магазинах вроде «Все свободны» или «Подписных изданий» её не оказалось, а «Rеспублика» порадовала только «Тайной жизнью петербургских памятников». Пришлось топать в «Буквоед». Сорок минут скитаний по залу художественной литературы не увенчались успехом. В конце концов девушка-консультант отыскала стопку с «Построением квадрата…» в отделе военной литературы. На резонное недоумение девушка лишь пожала плечами и ответила, что за день до этого Носов проводил в одном из залов презентацию сборника. После презентации стопку почему-то оставили в дальнем зале.

Открывая «Построение квадрата на шестом уроке», точно не понимаешь, о какой эпохе пойдёт речь. Название и возраст писателя намекают нам, что Носов заговорит с читателем о детстве и первый рассказ с интригующим названием «Рома и педофил» действительно знакомит нас со странноватыми школьниками, которые получают деньги от эксгибициониста за осмотр его гениталий. Но ни о каком советском прошлом речи не идёт — ученики пользуются интернетом и рассказывают нам, что папа работает в офисе.

При этом современная действительность всё равно выглядит лампово и ностальгически: ток-шоу переплетаются с магазином «Тюль», старые дворы и парадные соседствуют на страницах книги с современными управляющими компаниями, а иностранные знатоки творчества Ахматовой — с мастодонтами вроде Достоевского. Обесценивая цифровую эпоху и смешивая её с аналоговой, Носов создаёт собственную, немного мистическую версию реальности.

На фоне этой странной реальности и раскрывается столь любимый профессионалами талант Носова-драматурга. Писатель выстраивает чёткий ракурс и обыденные, лишённые всяческой драмы ситуации превращаются в его руках в напряжённую, гудящую драму. Не разрешая вселенских дилемм, Носов цепляет читателя искусной работой на микроуровне, где ботаник в отставке Тамара Михайловна борется с собачьими какашками и статусом старой девы, а жена важного босса Дудуня приходит в ужас от одного только вида печатной книги. Носов одновременно высмеивает главных героев и наделяет их носителями странной морали — переживая о мелочах, они равнодушно нарушают устоявшиеся нормы и порой даже лишены банального чувства самосохранения.

Несмотря на все плюсы, в конечном итоге книга приводит читателя к недоумению. Блуждая среди разноплановых рассказов, пытаешься найти в них общую драматургию или объединяющую структуру, но параллельные и перпендикулярные стороны квадрата не помогают разложить творчество Носова на ощутимые грани. Последняя часть, полностью состоящая из дневниковых записей, убеждает читателя в одном: «Построение квадрата на шестом уроке» — компиляция разношёрстных текстов, выпущенных для того, чтобы мы не позабыли Носова в неиссякаемом информационном потоке.

Сборник придётся по душе тем, кто хочет быстро познакомиться с прозой Сергея Носова, узнать о его мироощущении и очертить круг волнующих писателя тем, но премий «Построение квадрата…» не возьмёт, на лучшее произведение в карьере Сергея Анатольевича не претендует и на фоне тех же «Фигурных скобок» смотрится бледновато.