прозапублицистикаархивконтакты

Бес искусства

Бес искусства

Артём Сошников — о плутовском романе Андрея Степанова «Бес искусства»

Обложка книги

Раз уж решил пробежаться по художественным новинкам этого года, сразу после «Манараги» Сорокина взялся за «Бес искусства» Андрея Степанова.

Дочитал только из-за того, что присутствовал на семинаре Степанова и остался под впечатлением от его эрудиции, неизвестному писателю такой кредит доверия я не выделил бы никогда.

Сюжет у романа многообещающий: в захолустный город Прыжовск приезжает могущественный куратор современного искусства Кондрат Синькин, обещающий новому глуповатому губернатору превратить стагнирующий городишко в культурную столицу.

Экстравагантные планы москвича приходятся не по душе представителям традиционного искусства — в итоге на территории Прыжовска развязывается самое настоящее противостояние.

Степанов филигранно владеет языком и явно разбирается в современном искусстве, в книге достаточно отсылок к культовым работам вперемешку с подтруниванием над современной политической ситуацией: по ходу сюжета встречаются Тёма Лебедев, намёки на Бэнкси, Ян Фабр, Марина Абрамович, вездесущие siloviki и западные стереотипы о русских. Андрей Дмитриевич знает, над чем смеяться, но то ли из-за присущей ему интеллигенции, то ли по неведомому мне замыслу он делает иронию откровенно беззубой — высказываниям явно не хватает язвительности. Ненависть героев-антагонистов смахивает больше на запущенное непонимание, кажется, что они готовы помириться в любой момент, а их чудаковатые поступки нет-нет, да надоедают.

К тому же, создаётся впечатление, что Степанов не желает разговаривать с читателем серьёзно, из-за чего его герои порой скатываются в откровенное паясничество. Продираясь через главы, ощущаешь себя идиотиком, которому нужно всё разжевать и беззлобно вложить в рот — проглатывай, дорогой, да посмеивайся.

Это подчёркивает и постскриптум романа, в котором расшифровываются главные намёки на произведения современного искусства. Сами-то не догадаетесь, вы ж даже загуглить не умеете толком. Есть в этом что-то профессорское, что уж тут…

Роман Степанова будет интересен студентам литературных мастерских и тем, кто критикует/изучает современное искусство, среднестатистический читатель рано или поздно заскучает от монотонно-монолитной середины произведения. Книга подаётся под соусом авантюрного романа — что ж, в таком случае объём блюда стоило сократить раза в полтора, 328 страниц я переварил с трудом.

Возможно, именно поэтому «Бес искусства» не попал в шорт-лист Нацбеста, а то Басте было бы скучновато. Шутка! (нет). Мне, так же далёкому от интеллектуального авангарда России, идея книги показалась неочевидной, я так и не сделал для себя никаких выводов. Современное искусство — говно? Вряд ли. Ушлые кураторы при губернаторах — жулики с пилами? Очевидно. Из Перми никогда не сделать культурную столицу? Ну да, оно и так было понятно.

Впрочем, по моему скромному мнению, книга не всегда должна подталкивать к определённым выводам. Иногда хорошая книга — это просто интересно рассказанная история.

Степанову удалось, но как-то слишком тактично.